воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Моя педагогическая философия

Для чего я живу? Что мне  дорого, что важно, без чего я  не могу обойтись? Каждому когда-то приходится отвечать на эти вопросы.
Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть  моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я учитель. Мне нравится быть учителем. Много лет назад я сделала свой выбор, считаю его правильным и сейчас.  В детстве мечтала стоять у доски и открывать детям новые горизонты, новые перспективы. Часто я проигрывала эти ситуации со своими подружками. Мне безумно хотелось поскорее стать взрослой, получить специальность и вернуться  школу. И вот моя мечта осуществилась, воплотились в жизнь все мои детские «уроки»…
Школа – это  удивительная страна, где каждый день не похож не предыдущий, где каждый миг – это поиск чего-то нового, интересного, где нет возможности скучать, ссориться и тратить время на пустое, где каждый ученик – это строитель будущего, а значит, все жители этой страны в ответе за общее будущее, где все время надо торопиться, торопиться успеть, где все время надо спешить, спешить стать интересным для окружающих тебя людей, оставаться интересным всегда, дарить окружающим свою энергию, знания, умения, торопиться узнать новое, торопиться не опоздать. Поэтому в этой стране уживаются только самые стойкие, самые терпеливые, самые мужественные, самые искренние, самые ответственные, самые добрые, самые интересные и самые удивительные люди. И называют их учителями. Да, для меня «учитель» не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа… Для меня  быть учителем – это и значит жить.  Свое педагогическое кредо попробую изложить при помощи круга постулатов, тезисов и афоризмов, на которые опираюсь в своей повседневной деятельности.
· «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро), а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового.
·       «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель», - считал немецкий педагог Фридрих Дистервег.
·      «Воспитание представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» - говорил Л. Н. Толстой.
Прочитав однажды эти слова, я поняла, что, обучая и воспитывая других, каждое мгновение жизни должна учиться сама, совершенствоваться, постоянно идти вперед.
Вот уже 16 лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований, колебаний, открытий, которые перевернули всю мою жизнь. Сегодня понимаю, что нужно многое сделать, нужно многое знать в педагогике, надо осваивать новые программы, изучать новую технику, читать энциклопедии, справочники, руководства, способные воздействовать на сознание учеников. В этом разнообразии точек зрения, позиций, подходов важно выбрать нужное для себя, выбрать собственную позицию. И я учусь. Учусь все время. Учусь всегда. Учусь везде. И мне нравится учиться.
В моем понимании учитель – человек, постоянно находящийся в поиске, выявляющий проблемы, ставящий цели, достигающий результата.
В  первые годы работы с детьми для меня было странно, почему дети плохо воспринимают информацию, когда все так элементарно просто и понятно. Это нам, взрослым, понятно, а им нет. Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто может спуститься на уровень ученика и вместе с ним подняться наверх.
· «Не было и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь хвалы» (древневосточная мудрость) – стараюсь оценивать человека по его реальным поступкам и знаниям, не люблю «ярлыков» и «штампов».
· А еще нужно просто любить свою работу. «Работа – лучший способ наслаждаться жизнью», – утверждал И. Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.
· «Смертельный грех учителя – быть скучным», –  так сказал И. Ф. Гербарт. Я стараюсь сделать каждое свое занятие незабываемым для ученика! Когда в ученике гаснет искра успеха, он перестает интересоваться предметом. Моя задача – поддерживать огонь в душе ученика!  
Идут дни, годы. Меняются времена, но не меняются задачи учителя: дать учащимся прочные и глубокие знания по предмету; содействовать творческому развитию каждого ученика как на уроке, так и вне школы; вызвать у ребенка интерес к знаниям, научить его иметь собственное мнение; воспитывать у детей самостоятельность, любознательность, честность, личную инициативу, веру в себя
Учитель должен идти в ногу со временем - использовать в своей работе инновации, различные методики, должен в совершенстве владеть преподаваемым материалом. Но прежде всего он должен быть ЧЕЛОВЕКОМ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ, стать им другом, раскрыть богатство их душ.

Мне нравится моя работа, моя профессия, и, думаю, я не ошиблась в своём выборе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий