ТЕМА: Какие слова называются наречиями
Цели:
-
дать представление о наречии как части речи;
развивать умение доказывать принадлежность слова к классу наречий;
- развивать речь школьников посредством
обогащения словарного запаса (составьте словосочетание, предложение, дайте
лексическое толкование слов) и рассуждения по алгоритму;
-
учить сравнивать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы;
-
формировать коммуникативные компетенции (навык работы в парах. умение вести
дискуссию), учебно-познавательные компетенции (целеполагание, планирование,
рефлексию, логику, самостоятельность мышления);
-
развивать креативные навыки продуктивной деятельности (добывание знаний
непосредственно из реальности, владение приемами действий в нестандартной
ситуации, эвристическими методами решения проблем);
Тип
урока: Урок усвоения новых знаний
Методический комментарий: Данный урок проводится по методическому комплексу
М.М. Разумовской. В связи с тем, что содержание данной программы направлено на
развитие учащихся, то и содержание урока строится в проблемном ключе. Данный
урок проводится в начале изучения темы
«Наречие», это первый урок.
Оборудование: учебники, интерактивная доска, проектор, 5
компьютеров
Ход урока
1.
Организация начала урока
Приветствие учащихся. Позитивный настрой на работу.
Учитель: Мы
закончили повторение изученного в 5,6 классах. И сегодня приступаем к изучению новых
сведений. Что это будет за тема, вы узнаете чуть позже, и поможет вам в этом
следующее задание. Запишите в тетрадях дату, а вместо названия темы оставьте
свободную строчку. (дата на доске, тема закрыта листами на магнитах)
2.
Актуализация опорных знаний
На доске тест
(у учащихся на партах аналогичные тесты). За 5 минут они должны решить тест.
Проверка теста.
Часть 1.
Прочитаете
предложения А, Б, В, Г и выполните задания А1-А6.
Слайд 1
А. Наиболее совершенными для того времени
были микроскопы, сконструированные Антони ван Левенгуком.
Б. Микроскоп – это прибор увеличивающий
изображение в несколько сот тысяч раз.
В. В 20 веке изобретен электронный
микроскоп, который усиливает изображение
в десятки и сотни тысяч раз.
Г. Первые микроскопы начали изготавливать в
17 веке.
А1. В какой
последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился связный
текст? (Денис)
1. В,Б,Г,А 2. Б, Г,А,В 3. Г, А,В,Б 4. А,Б,Г, В
Слайд 2
А2. В каком предложении
допущена пунктуационная ошибка? (Седа выходит к доске ставит запятую)
1. А 2. В 3. Б 4. Г
Слайд 3
А3. Укажите стиль речи текста (Линур)
1. Художественный
2. Официально-деловой
3. Научный
4. Публицистический
Слайд 4
А4. В каком варианте ответа
правильно указаны все предложения, в которых есть причастный оборот? (Рома выходит к доске,
подчеркивает причастные обороты )
1. А, Б, В, Г 2. А, В
3. А 4. А, Б
Слайд 5
А5. Какое сочетание слов является одной
из грамматических основ в предложении В? (Ринат)
1. Изобретен электронный микроскоп
2. Изобретен микроскоп
3. Изобретен
4. Электронный микроскоп
Слайд 6.
А6. У какого
слова из данного текста неправильно определена принадлежность к той или иной
части речи? (по желанию учащихся)
1. Наиболее – числительное
2. Изобретен – краткое
причастие
3. Электронный –
прилагательное
4.
Начали
– глагол
Оценивание
«5» - без ошибок, «4» - 5 правильных, «3» - 4 правильных, «2» - 3 правильных
3.
Мотивация учебного процесса (постановка цели урока)
Действительно, это слово «наиболее». К какой части
речи оно относится? (наречие) Если вы угадаете, то сможете сами сформулировать
тему сегодняшнего урока. Слайд 7
(записывают тему урока «Какие слова называются наречиями»). Как вы догадались,
что это наречие? По каким признакам? Что мы сегодня еще должны узнать (на
слайде 8) о наречии, чему научиться?
(узнать о морфологических признаках наречия, научиться находить наречия)
4.
Изучение нового материала
Слайд 9 а) Упражнение на развитие внимания,
сообразительности
Ребята, на доске записаны слова
(идти) медленно (идущий)
(писать) аккуратно (одетый)
(работать) традиционно (маршируя)
(говорить) торжественно (красивый)
(смотреть) надменно (по-царски)
Что можете
сказать об этих словах? Почему решили,
что это наречия? (потому что отвечает
на вопрос: Как?) А на какие еще вопросы могут отвечать наречия? Запишите эти
вопросы в таблицу. (раздает таблицы) Лексическое значение каких слов вызывает
сомнение? (Объяснение учителя, если это необходимо). Составьте словосочетания с данными наречиями, запишите
на доске, обозначьте главное слово и зависимое. К какой части речи относится
наречие (глагол)? Что обозначает?
(признак действия – запись в таблицу). Возможно
составить такие словосочетания? (учитель приводит словосочетания, где
главными словами являются наречия, причастия, деепричастия, прилагательными). К каким частям речи относятся эти наречия?
(вывод записывают в таблицу)
Б) Составьте
предложение со словом «надменно», чтобы подлежащими были следующие слова: Я, артист,
царица, они, вы (уточняется значение
слова подбором синонимов «горделиво», «высокомерно») (ученики читают
предложения). Изменилось ли слово в
зависимости от рода, числа, лица выполнявшего действия? (нет) Делаем вывод,
что наречие не изменяется. (запись в таблицу).
Каким членом предложения является наречие «надменно»? (запись в таблицу
«обстоятельство»)
В) (На отдельном листке начинаем собирать материал о
наречии, заполняем таблицу:)
Вопросы
|
Значение
|
Отношение к другим частям речи
|
Морфологические признаки
|
Синтаксическая роль
|
Как?
|
признак действия
признак признака
|
Глагол
(прил., прич., наречие, дееприч.)
|
Неизменяемость
|
Обстоятельство
|
Справка. По ходу беседы учитель на доске обозначает наречия
как часть речи и член предложения, слово, от которого ставится вопрос, сам
вопрос. Важно отметить, что наречия характеризуют действие, уточняют
обстоятельства его протекания. Это создает зрительную опору для рассуждения школьников о наречии. Формулирование школьниками темы и постановка задач урока создает основания
для субъектного обучения. В формулировании задач урока учитель акцент ставит на
том, что необходимо научиться находить
наречия в тексте, доказывать, что данное слово принадлежит к классу наречий.
г) Обобщение полученных знаний
Что
вы знаете о наречии?. Соотнесите записи в таблице с правилом
в учебнике (стр. 68). Добавьте, что еще мы не упомянули о наречии. (ученики могут добавить, что иногда наречие
может относиться к существительному). Проверка таблицы по слайду 10__
д) Рубрика «Возьмите на заметку!»
Делая
вывод о наречии, вы сказали, что чаще всего наречие примыкает к глаголам, реже к прилагательному,
причастию, деепричастию. А когда примыкает к существительному?
Справка.
Необходимо обратить внимание на тот факт, что наречие примыкает к
существительному в том случае, если в предложении нет наречий синонимичных
прилагательному и является определением.
Справка. Чаще всего школьники не называют главного
морфологического признака наречия –
неизменяемость: наречие не склоняется, не спрягается, не согласуется с
другими словами. На этом признаке учитель делает акцент.
5.
Первичное применение новых знаний
Слайд 11
а) Упражнение
173 Работа по выявлению наречий в тексте и доказательству, что данное
слово является наречием. Ученики по одному выходят к доске)
Слайд 12
б) Распознавание наречий и слов на них похожих
В
силу своего происхождения среди наречий много таких, которые звучат так же, как
формы других частей речи. Прочитайте словосочетания, поставьте вопрос к
выделенным словам. Какое из них наречие? Как вы догадались? Определите
остальные части речи. Сделайте вывод о
правописании наречий.
Утро туманно.
------------------------------------------ Говорить туманно.
На удачу
надейся. ---------------------------------------- Пойти наудачу.
С начала
года. --------------------------------------------- Сначала думай.
Уйти вовремя. ---------------------------------------------- Во
время урока.
Справка. Данное упражнение очень важно как для нахождения
наречий в тексте, отличия их от других частей речи, так и для правописания разных частей речи. Наречия
пишутся слитно, а существительные с предлогом раздельно.
Слайд 13
В) Игра «Угадай наречие»
Учитель:
Предлагаю немного отдохнуть. Замените фразеологизмы синонимичными наречиями:
как с гуся вода (бесполезно), как курица лапой (неаккуратно), за тридевять
земель (далеко), черным по белому (понятно)
6.
Самостоятельная работа (диагностическая)
Работа в
программе «My test» - тестирование - оценка
7. Закрепление,
обобщение и систематизация полученных знаний
Итак, какие сведения о наречии мы сегодня узнали? Как узнать наречие в тексте. Формулируется
алгоритм нахождения в тексте части речи «Наречие» (приложение 1):
Слайд 14
1. Найдите в тексте слово, похожее на наречие.
2. Найдите слово, от которого можно поставить вопрос к
наречию.
3. Поставьте вопрос, образуйте словосочетание.
4. Подумайте, что обозначает наречие.
Сделайте вывод: какая это часть речи.
Слайд 15.
Рефлексия. Как
вы сегодня поработали? Оцените свою работу при помощи наречий. Выберите наречия,
которые наиболее точно характеризует ваш результат. (На слайдах - бесполезно, хорошо, плодотворно, бесцельно, аккуратно,
быстро, оперативно, неумело, продуктивно, мастерски, по-научному, вполсилы,
впустую, наобум, нехотя, опрометчиво, по-армейски, чуть-чуть, еле-еле)
8. Домашнее
задание
Слайд 16
Выписать из драмы А.Пушкина «Борис Годунов» (в учебнике литературы) 5 наречий в составе
словосочетаний
Зарегистрироваться на сайте по ссылке: http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/RussianLanguage-Adverb-131/Default.aspx
Комментариев нет:
Отправить комментарий