Конспект интегрированного урока

Тема: «Край ты мой, родимый край» (изображение родной природы в произведениях русских поэтов, художников, композиторов)
Цель урока: сформировать у учащихся представление о средствах создания образов родной природы в произведениях музыкального, изобразительного поэтического искусства.
Задачи:
·       Образовательные 1). Познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов 19 века, тренировать умение находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль; 2). Научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть для восприятия красоты природы; 3). Расширить представления учащихся об особенностях пейзажа на примере творчества русских художников.
·       Развивающие: создать условия для реализации творческого потенциала учащихся в собственной художественной деятельности.
·       Воспитательные: воспитывать эстетические чувства к окружающей среде и бережное отношение к ней.

Ход урока
I. Введение в тему урока.
Учитель литературы:
  –  Сегодня у нас, ребята, необычный урок. Необычный, потому что  вести  его
будут сразу три учителя. Вместе со мной  урок литературы будут проводить   и ваш учитель музыки Нина Григорьевна и учитель ИЗО  Антонина Евгеньевна. И это неслучайно, сегодня  мы будем  говорить  не  только  о  стихах, но  и  познакомимся  с  произведениями других видов искусства  о  природе:  музыкой  и живописью. Узнаем,  как   они дополняют    друг   друга   и   помогают  понять,  что  хотели   выразить   поэты, художники, композиторы своими произведениями.
Учитель ИЗО
Обратите внимание на эпиграф:
“Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия”
И.А.Бунин
Вот так очень образно поэт задал тему нашего урока, на котором мы рассмотрим лучшие произведения русских художников-пейзажистов, поэтов, композиторов.  Тема нашего урока ««Край ты мой, родимый край».
II. Работа над темой урока.
Учитель литературы
–  Русская   природа  прекрасна   в  любое  время  года,   поэтому  всегда  была источником вдохновения, источником  живительной силы одаренной  русской души. У каждого вида искусства свой язык, свои средства выражения красоты родной  природы,   жизни   человека,  его  труда,  связанного  с  календарными изменениями в природе. Мы с вами уже  знаем, как рифмованное слово может передавать эмоциональное состояние человека, его настроение. А  каков  язык живописи? музыки?
Предполагаемый ответ:  Музыка  отражает  действительность  с  помощью
звуков, а живопись –  цветом и графическими линиями.

– Послушайте  ««Край ты мой, родимый край» и скажите, какое  настроение  выражено  в  этом отрывке
               Выразительное чтение наизусть отрывка учеником. (А.К.Толстой «Край ты мой….)
А постичь красоту русской природы нам поможет «Книга времен года», которую мы начнем читать с первой страницы под названием «Зима». Я вам предлагаю вести записи в своей книге «Времен года» (ученики по ходу урока заполняют таблицу)
·       Чтение стихотворения «Родина» И.А.Бунина  (январь Чайковский) - Денис
Учитель литературы: Какова основная мысль стихотворения? Каким настроением оно проникнуто? Какие средства выразительности использовал автор, чтобы передать это настроение, свои чувства


 Учитель ИЗО:
Зимний пейзаж – особая тема в творчестве мастеров пейзажа. Ведь снег только кажется белым, а сколько оттенков имеет снег.
–  Картина, которую   вы   видите  на  экране, написана  И.И. Шишкиным.   Что сближает  стихотворение  и  картину, которая названа простой  и  выразительно: «Зима», –  только  ли  название?   Какие  чувства  вызывает  картина? Помогала ли она при слушании отрывка или отвлекала? А какие образы возникали у вас в голове?
–  И.И.Шишкин – выдающийся  русский  художник, мастер  пейзажа. Пейзаж в литературе – это словесное описание картин природы.  А   что  такое  пейзаж  в живописи?
 А  картина  приковывает  взгляд своей сказочностью:  избушки, занесенные  снегом, таинственный  полумрак, дымок  из труб, речка, ещё не успевшая заледенеть, заставляют невольно любоваться пейзажем, затаив дыхание, чтобы не потревожить тишины зимнего вечера.
Учитель музыки:
Мы увидели зиму глазами поэтов и художников, а теперь
самое время обратиться к  музыке. Мы познакомимся сегодня с творчеством композитора Петра Ильича Чайковского.
        Петр Ильич родился на Урале, в г. Воткинске. Знал и любил свою Родину.
Тонко  чувствовал  красоту  ее  природы:  «Я  еще не встречал человека, более меня  влюблённого  в  матушку  Русь… Я  страстно  люблю русского человека, русскую  речь, русский  склад ума, русскую красоту лиц,  русские  обычаи». [1]
       П.И.Чайковский  –  автор огромного  количества  больших  музыкальных произведений:  концертов, симфоний, балетов, опер, романсов, музыкальных пьес и т.д. Сегодня мы услышим четыре фортепьянные пьесы П.И.Чайковского  из цикла  «Времена года». А  весь  этот  цикл  состоит  из  двенадцати  пьес, по количеству месяцев  в году.
        Каждая  пьеса  носит  название  того  месяца, впечатления которого  в  ней отражены.  Издатель  журнала  «Нувеллист»,  в  котором  в  течение  1876 года  печатались  эти  пьесы, подобрал  к  ним эпиграфы, обратившись к стихам русских  поэтов, наиболее  популярных в  то  время.
       Особенностью   данного  цикла  является  то, что вошедшие  в  него пьесы органически  включают в себя как жизнь природы,  смену  времен  года, так  и
жизнь людей  с их трудовыми буднями, сменой настроений, надежд,
разочарований, порывами к счастью, с грустью и радостью, весёлой удалью и тревогами, т.е.   всем тем,  чем  наполнена жизнь человека,  и  прежде  всего  человека-труженика. Творчество П.И.Чайковского глубоко национально.
Вторая  пьеса  цикла  «Времена года»,  посвящённая  февралю,  называется «Масленица». Эпиграфом к ней служат стихи Петра Андреевича Вяземского, поэта пушкинской поры, «Скоро масленицы бойкой // Закипит широкий пир».  По эпиграфу и характеру картины художника Бориса Михайловича Кустодиева вы можете понять, о чем пойдет речь в этой музыкальной пьесе.  Масленица  –  веселый  народный  праздник, продолжавшийся  целую неделю перед постом и сопровождаемый  народными гуляниями и  забавами. Радостное  оживление  чувствуется  и  в  музыке  пьесы.  Здесь и подражание колокольному перезвону, и  имитация  игры  гармони,  излюбленного  народного  музыкального
инструмента, и  перекличка  голосов, и  резкая  смена  регистров  и  темпов.  Всё  это рисует яркую жанрово-бытовую  картину народного  гуляния. Итак, слушаем и пытаемся представить образы, создаваемые звуками пьесы.
           
                    Звучит запись пьесы П.И.Чайковского  «Масленица»

Учитель  ИЗО:
– Какое настроение создаёт у слушателя эта музыкальная зарисовка? Насколько картина Б.М.Кустодиева «Веселая масленица» соответствует музыке?

Учитель литературы:
–  Масленицу  ещё  называют проводами зимы  и  встречей весны.  И,  как  вы понимаете, следующая тема в нашем сегодняшнем разговоре – это тема
Весны.
              
              Выразительное чтение наизусть учеником стихотворения  «Приход весны» (под пьесу март «Песнь жаворонка») - Рома
Учитель литературы: Какова основная мысль стихотворения? Каким настроением оно проникнуто? Какие средства выразительности использовал автор, чтобы передать это настроение, свои чувства
Учитель  ИЗО:
Вряд ли кто-нибудь в нашей стране не слыхал имени художника Исаака Ильича Левитана, блестящего мастера пейзажа. Он обладал особым даром не только понимать, но и слышать русскую задушевную природу. В каждом уголке природы он умел найти что-то заветное, сокровенное. Для Левитана природа – второе “я”. Он говорил: “Вот что нужно пейзажисту – понимать разговор воды и деревьев, слышать, как трава растет; какое это великое счастье”. Его пейзажи – это пейзажи-настроения, в которых остро выражено личное чувство. Пейзажи Левитана, то грустные, то радостные, то тревожные.
И.И.Левитан “Большая вода”
– Как вы думаете, насколько сам художник понимал разговор воды и деревьев?
Нравятся ли вам его картины?
“По колено застыли в воде,
Как неловкие сестры-подростки,
И дрожат на весеннем ветру
Тонкоствольные эти березки”
Вопрос. Какое настроение в этой картине вы увидели?
(Лирическое настроение, настроение радости.)
Тончайшая гармония мягких цветовых отношений неба, земли, воды, деревьев рождает ощущение невидимого движения весеннего воздуха. Она созвучна музыкальным образам П.И.Чайковского – великого композитора и современника Левитана.
Учитель литер. Голубенький, чистый
            Подснежник – цветок,
            А подле сквозистый
            Последний снежок.
Последние слёзы
О горе былом
И первые грёзы
О счастье ином.

Автор этого стихотворения Аполлон Николаевич Майков. Именно эти стихи стали эпиграфом четвертой пьесы из «Времен года» П.И.Чайковского.

Учитель муз.–  Весна,  апрель,   появляются   первые  подснежники.   Пьеса   «Подснежник» построена в вальсообразном ритме, вся проникнута порывом, взлетом  эмоций. В пьесе три части. Первая и третья повторяют друг друга. Но  в  средней  части нет  яркого  образного  контраста, скорее,  здесь  некоторая  смена  настроений, оттенков  одного  и  того  же  чувства.
Вы уже прослушали пьесу  «Подснежник»  и   думаем:  о  чём  эта   музыка?  Показан   ли Чайковским образ подснежника, удивлённо смотрящего на мир и радующегося природе? 
                     Звучит запись пьесы П.И.Чайковского  «Подснежник»

УчительИЗО:
–  Какая  из   картин  наиболее   гармонирует    характеру   музыки    пьесы  «Подснежник»? Почему?  Ведь  на  картине нет изображения подснежника.
Картина   И.С.Остроухова  «Ранняя  весна»     по характеру  более  всего  подходит  к  стихотворению А.Н. Майкова  и музыке П.И. Чайковского. Она светлая, радостная. В  ней чувствуется  ожидание счастья, ожившая надежда на то, что мечты сбываются. Музыка лёгкая, радостная, соответствующая весеннему настроению безотчётной радости.

Учительлитературы:
   «Ах, лето красное! любил бы я тебя,//Когда б не зной, да пыль, комары, да
мухи, –  сетует А.С.Пушкин и о
Лете будет наша следующая страница

          Выразительное чтение наизусть стихотворения А.К.Толстого «Замолкнул гром, шуметь гроза устала….» (пьеса П.Чайковского «Июнь») - Ринат

Учитель литературы: Какова основная мысль стихотворения? Каким настроением оно проникнуто? Какие средства выразительности использовал автор, чтобы передать это настроение, свои чувства

УчительИЗО:
А вот посмотрите, как изобразил лето И.И. Шишкин. «Рожь», – называется картина. Всё в ней проникнуто чувством покоя:  небо с медленно плывущими облаками, недвижно  стоящие  среди  поля  огромные  сосны, тучные  колосья, склонившиеся  под  своей  тяжестью   к   земле,  скромные  полевые  цветочки,
проселочная  дорога, пропадающая во ржи,  наконец,  сам  воздух, прозрачный, неподвижный, застывший. Шишкин  избирает  здесь  время дня, подчеркивающее  спокойствие  в  природе,  –  полдень.   Полуденный  пейзаж  –  это  образ  России, неяркой, неброской, но родной и близкой, каждому русскому человеку.

Учительмузыки:
Августовская  пьеса  «Жатва»  –  отражение  жизни трудового крестьянства, обобщённый  образ  сбора урожая, оживлённая массовая  сцена
вдохновенного труда, который  прерывается  протяжной  народной  песней  о широком раздолье полей, величии  родной природы. Гимном  красоте  труда,
красоте русской земли можно назвать эту пьесу.
                      Звучит запись пьесы П.И.Чайковского  «Жатва»

Учитель литературы «Унылая пора, очей очарованье……» - писал наш Пушкин. И это значит, что наша следующая страница посвящена осени.

Чтение стихотворения А.Толстого «Осень» (пьеса Чайковского…»октябрь……) - Седа

Учитель литературы: Какова основная мысль стихотворения? Каким настроением оно проникнуто? Какие средства выразительности использовал автор, чтобы передать это настроение, свои чувства
Учитель  ИЗО:
Осенние мотивы были наиболее любимые художником И.И.Левитаном. 
Он работал над своими картинами подолгу и бывал неудовлетворен, потому что ему казалось, что он не умеет передать того,  что он чувствует, находясь среди леса или среди полей. 
Он настраивался на природу, он как будто умел проникнуть в ее жизнь. Поэтому и такое настроение в его работах. Именно с его именем вошло в русскую живопись понятие пейзажа настроения.  На самом деле это очень трудно сделать, передать настроение человека на холсте, красками. А вот Левитану удалось в своих работах передавать свое состояние которое он испытывал находясь на природе. 
 Знаменитая его картина «Золотая осень» среди других его работ занимает очень важное место. Левитан здесь изображает самый простой мотив - это русская природа с русской речкой, уходящей от зрителя в глубину пространства, с лугами, с небольшим березовым леском, темнеющими далями, озимыми полями. То есть самый обычный русский пейзаж, пейзаж, утопающий в золотых красках осени. Один из очень известных исследователей творчества Левитана Федор Давыдов написал в своей книге, 
 « … картина звучит, как поэма, как высший ранг поэтического, как гимн, гимн действительно русской природе, красоте русской природы, потому что здесь этот вид, эта многокрасочность, эта яркость, праздничность красок, она дает нам возможность прославлять русскую природу» 
Учитель музыки:
–  Десятая  пьеса  цикла –  «Осенняя песнь».  Месяц октябрь.  Эта  музыка   не только  об осени, о  расставании  с  летом, сожаление  об  увядающей природе, но   это   и  задумчивое,  печальное   настроение   у  человека.  В  мелодии
преобладают  грустные  интонации-вздохи.  В  средней  части  возникает
некоторый подъем, трепетное воодушевление, словно проблеснула надежда  на жизнь, попытка сохранить себя. Но третий раздел, повторяющий первый, вновь возвращает  к  печальным  «вздохам»,  и  уже  к  совершенно  безнадежному  полному  умиранию.  Заключительные   фразы  пьесы  с  авторской  пометкой «morendo», что означает, «замирая», как бы не оставляют  никакой надежды на  возрождение,  на  появление  новой  жизни.  Вся  пьеса  –  это  лирико-психологическая зарисовка. В  ней  пейзаж  и  настроение  человека   сливаются   воедино.
      В музыке пьеса с таким настроением называется элегия.
                   Звучит запись пьесы П.И.Чайковского  «Осенняя песнь»

–  Какие образы представлялись вам, когда вы слушали музыку?
V. Подведение итогов урока.
Учитель литературы:  
Какой мы сегодня увидели природу в изображении поэтов, композиторов, художников
 Какова роль искусства в нашей жизни?
– Правильно, умение видеть и чувствовать красоту природы. И поэтому именно у них нужно учиться умению видеть и ценить красоту природы  в любое  время года, стремиться к познанию тайны природы. Русская природа исцеляет  людей своей мягкостью, добротой, красотой. Она делает людей поэтами, философами, мечтателями, заставляет людей стать лучше, чище, добрее, мудрее.

Наш урок хочется закончить прекрасными словами писателя К.Г.Паустовского.
“В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя”.
VI. Домашнее задание
Учитель литературы:
Предлагаю вам задание по выбору:
1. Написать сочинение по пословице «Лето собирает, а зима поедает»
.
Учитель музыки  и  ИЗО: Нарисовать  пейзаж, иллюстрацию к музыкальной пьесе «Подснежник».
Сделать это лучше всего акварельными красками.
VII. Рефлексия
Учитель литературы:
– И в заключение урока я предлагаю вам оценить, как вы чувствовали себя сегодня на уроке. Что вам показалось особенно интересным, необычным, а, может быть, даже трудным





Материалы к уроку

Заполните таблицу в течение урока


Зима
Весна
Лето
Осень
Поэт














Художник

















Композитор















Я





Комментариев нет:

Отправить комментарий